"Мир кристаллов"   

 

МОУ"ООШ№2"

г. УРАЙ

www.86sch2.edusite.ru

Методы научного познания

     Знания, полученные в школе, из книг, наблюдения над окружающей нас обстановкой, в частности сведения о пора­жающей наше воображение мощи современной промышленности  -  все это невольно ставит перед умом школьника вопрос: каким образом человек, с его небольшими физиче­скими силами, с его несовершенными органами чувств, позволяющими непосредственно наблюдать лишь весьма ограниченный круг явлений, сумел создать современную технику с ее огромными возможностями, далеко превосхо­дящими вымыслы Жюля Верна? Почти каждый из нас от­ветит, не задумываясь, на этот вопрос: это чудо сделала на­ука о природе. В частности, физическая наука играет в этом торжестве   человека   чрезвычайно  важную   роль.

      Какими же средствами располагает физическая наука для приобретения власти над миром?

     Прежде всего ясно, что физика имеет дело с явлениями реального мира и, следовательно, первый шаг для получе­ния знаний об этих явлениях должен состоять в наблю­дениях.

      Научное наблюдение представляет, однако, далеко не простую задачу. Проследим, например, за тем, как падают тела. Легко обнаружить, что тело, брошенное с небольшой высоты, слабо ударяется о землю, при падении же с боль­шой высоты толчок может быть гораздо более сильным и может даже привести к разрушению падающего тела. Од­нако наблюдения над каплями дождя не обнаруживают за­метного различия при ударе капель, падающих из низко и высоко плывущих туч. Все знают, что летчик, выпавший из самолета, разбивается насмерть, а летчик, спрыгнувший с парашютом даже с большой высоты, плавно приземляется. Авиабомбы, особенно тяжелые, ударяются со страшной силой, нередко пробивая многоэтажные дома. Таким об­разом, сравнительно простое явление падения может проте­кать различным образом. И если мы хотим управлять этим

явлением, мы должны найти связь между отдельными сто­ронами его: установить какие-то характеристики движения тела; определить, как влияют на эти характеристики раз­меры, форма и масса тела, высота, с которой оно падает, и т. д., и - самое главное -  извлечь из этих данных общие выводы, объясняющие, почему падение протекает именно так,  а не иначе.

       Те же задачи возникают и при изучении любого другого явления. Мы должны установить, от чего зависит тот или иной ход явления, каким образом можно ослабить или уси­лить отдельные стороны его. А для этого надо уметь расчле­нять явление, выделять отдельные его элементы и по воз­можности изменять условия, в которых протекает явление, т. е. перейти от простого наблюдения к эксперименту. При этом крайне важно не ограничиваться лишь общими качественными впечатлениями о явлении, а найти количест­венные характеристики отдельных его элементов в виде ве­личин, поддающихся измерению. Другими словами, надо определить, какие понятия могут служить для количест­венной характеристики явления, и установить те приемы, с помощью которых мы будем измерять соответствующие величины; нахождение этих величин позволяет отыскивать числовые соотношения между ними, т. е. формулировать законы явления в количественной (математической) форме. Так, в рассмотренном выше примере падения мы вводим понятия скорости падающего тела, его ускорения (т. е. из­менения скорости), высоты падения, сопротивления воздуха, массы тела, силы тяжести, действующей на тело, и т. д. Найти законы падения - это и значит установить, какая зависимость   обнаруживается   между   этими   величинами.

        Установление количественных законов, показывающих, как изменяются одни из величин при изменении других, - важнейшая задача экспериментального исследования яв­лений. Такие законы указывают нам, как надо менять условия, в которых протекают явления, чтобы добиться тех или иных желаемых результатов. Эти законы помогают нам уяснить смысл явлений и, таким образом, открывают путь для создания теории явления, т. е. тех общих пред­ставлений, которые позволяют понять, почему наблюдаемое  явление подчиняется найденным законам и какова связь его с другими явлениями, иногда на первый взгляд очень от него далекими.

      Так, в примере падения тел мы устанавливаем законы падения, выясняя роль сопротивления воздуха, зависи­мость этого сопротивления от формы тела и скорости его

движения. Таким путем мы постепенно приходим к полной теории явления, показывающей, в частности, что в явлении падения могут весьма важную роль играть вихри, образую­щиеся в воздухе при быстром движении тела; выясняется значение так называемой "обтекаемой" формы тела, т. е. формы, при которой весьма ослабляется вихреобразование и связанное с ним торможение движения. Выяснение этих вопросов позволяет решить ряд важнейших задач самолето­строения, создания автомашин рациональной формы, по­строения   быстроходных   поездов   и   т. д.

      Из изложенного ясно, какое громадное значение имеет эксперимент для физической науки. С помощью экспери­мента мы находим законы явлений, пользуясь эксперимен­том, мы приходим к построению теории явлений. Теория в свою очередь позволяет предвидеть новые, еще не извест­ные особенности явления и указывает условия, в которых эти особенности могут проявляться. Такие выводы из теории вновь подвергаются экспериментальной проверке, что нередко служит для исправления или усовершенствова­ния теории. Так, мало-помалу, сложное и неясное явление становится вполне понятным, и мы научаемся по своему же­ланию управлять им. Из этого умения управлять явлени­ями природы и возникла вся мощь современной техники.

  

 

 

УСТАЛИ?! ТОГДА ВАМ СЮДА!!!

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz